суббота, 9 февраля 2013 г.

астрахань институт по изучению лепры

Мы идем к домикам, в которых живут семейные. Кто-то копает землю. У зеленой двери хлопочет женщина. Увидев нас, она скрывается за порогом. Не хочет говорить, доктор улыбается. Вот муж ее, Петя, общительный: Заболел я в 54-м году, но правильный диагноз мне поставили через три года. Хочу вам сказать, что эта болезнь фактически возникает от голода, от холода, от нищеты. Я думаю, потому что это я проверил уже на себе и на матери В 57-м году я жил в городе Сталинабаде, это сейчас Душанбе, мне было 17 лет. И эта врач посмотрела, она, наверное, была знакома с лепрой и определила, что надо вызывать врача из таджикского лепрозория, там есть лепрозорий и сейчас, 60 км от Душанбе. Вот вызвали его, он посмотрел только и сразу сказал: мол, это наше. Ну и говорит: "Давай к нам". Тогда уже тетка ему рассказала, что у меня мать здесь в Астрахани лежит. "Ну тогда, если не хотите к нам в лепрозорий, значит, езжайте в Астрахань". Вот в 57-м году мы приехали сюда в Астрахань с бабушкой. Мама сказала мне: "Здесь режим очень строгий" (в то время типа тюрьмы). Но все равно убегали больные: в город выйти там, купить водку Она говорит: "Ты езжай в Ставропольском крае есть такой городок, поселок городского типа Терский. Там намного легче, жесткости такой нету, лечение еще лучше, чем здесь". Жили в Терской, я там женился, ребенка родили там. Родила жена сразу забрали ребенка от нас, чтоб не контактировали. Сын сейчас в Москве, 47 лет ему уже. А мы потом с женой приехали сюда. Нам выделили комнату, ну и вот с 95-го года здесь живем. У некоторых из нас прописка здесь, на территории института прописывают. А мы стоим на очереди на квартиру, с 2003-го поставили, хотя мы документы уже оформляли в 95-м году. Я посылал президенту Путину два раза все документы а сюда возвращается, там администрация Путина даже не смотрит, все сюда посылает. Хотел я еще раз написать, уже Медведеву, но сказа

Обитателю палаты, больше похожей на обжитую холостяцкую квартиру, на вид лет 60, лишь чуть дрожат руки. Он сидит за ноутбуком и работает продолжает заниматься наукой, у него гранты на исследования иксодовых клещей, лепрологические исследования. Пациенту-профессору на самом деле 80 лет, из которых он болен лепрой около 10. Предположительно заразился во время командировок в ЮАР, правильный диагноз сразу установить не смогли: "Благодаря тому, что затянулся период диагностики семь лет ставили диагноз, нормально работал, надеясь, что и в семье никто не заразился от меня, поскольку это заболевание малозаразное. И в последние годы нормально несколько проектов осуществил".

Сидящая на лавочке перед больничным корпусом женщина в толстых очках улыбается нам и рада поговорить: Мне сломали жизнь? 30 лет я с лепрой, как выявили пошла работать в банк, вот мне банк теперь к пенсии доплачивает. Банк действительно доплачивает. Сейчас от лепры ее уже не лечат возбудителя нет. "Кладем подлечить уже от сопутствующих диагнозов". Ой, только не снимайте крупно лицо, у меня вот тут, на носу, она улыбается, поворачивает голову, чтобы расцарапанный нос не попал в кадр. Никто не отвернулся на работе. А муж ушел сразу, сказал, что больная жена ему не нужна. Ну, женился на здоровой, давно умерла уже та здоровая. А я живу, 31-го года я. И муж жив еще. Мужа не видели больше? Нет. Ни за что. А Христос велел прощать, смеется врач. Нельзя такое прощать, просто и уверенно говорит она, как будто речь идет о чем-то очевидном, вроде того что вода мокрая, а этот лысый ребенок в белом халате не понимает. Внутри корпуса на стенах висят большие картины с эпическим сюжетом подарок пациента-художника. Атмосфера скорее санаторная, чем больничная.

Все они выглядят на 15 20 лет моложе своих лет и живут долго им за 70, за 80 Есть в их облике что-то неуловимо странное, как будто их время в какой-то момент остановилось и даже пошло обратно, но не строго назад, а под углом. Возможно, это эффект лечения, говорит нам руководитель лаборатории. Оказалось, что один из препаратов для лечения лепры сильный антиоксидант. Таким образом, потребляя этот препарат, они как бы омолаживают себя. Раньше этого не было, это результат эпохи химиотерапии. А вот то, что они выглядят несколько по-иному, чем другие люди, да. Вот новый человек приходит и сразу ощущает что-то в них не такое. Или слишком молодо выглядят, или не совсем обычные внешне. Дело в том, что если 5% всего населения земного шара чувствительны к этой болезни, то естественно, они каким-то образом отличаются, генетически явно есть какие-то различия и по метаболическим способностям организма, и по иммунной системе, и внешне. Сейчас это предмет пристального изучения. Необычны и сами сотрудники НИИ: я никогда не встречал таких отношений между врачами и пациентами. На всю Россию тридцать лепрологов, доктора и больные знают друг друга десятилетиями, и тех, и других мало, и им некуда друг от друга деваться.

Все это рассказывают нам сотрудники НИИ, пока мы идем по тропинкам среди яркой зелени. Чувствуется, что землю здесь очень любят территория фактически представляет собой сад. Мы наелись абрикосов, срывая их прямо с деревьев, да что их срывать паданцы глухо падают в траву, оранжевые кругляшки под ногами, в листве. Поговорили с несколькими... Неточное и неправильное слово "больной", "пациент". С несколькими жителями наверное, так.

Первые проявления болезни часто неспецифичны, и врачи НИИ консультируют сомнительные случаи.PЛепра сыграла определенную роль и в развитии человечества: к примеру, необходимость восстановления изуродованных болезнью лиц была одной из предпосылок к развитию пластической хирургии. Есть и гипотеза о том, что эпидемия лепры в IV веке н. э. коррелирует с большим распространением шизоидных типов личности в Европе. Возможно, она выкосила определенный генотип и поддержала генотип иной, формирующий иное восприятие мира. Считается, что это могло сыграть роль в формировании культуры эпохи Возрождения.

НИИ по изучению лепры ведет активную работу и сейчас: тут есть что исследовать. Болезнь до конца не изучена, и, если раньше считали, что передается она от человека к человеку, сейчас есть много убедительных данных о том, что можно получить инфекцию от животных, из почвы или воды. Мистический ореол вокруг болезни возник не на пустом месте: заболеть могут далеко не все лишь 5% населения. В СССР, а позже в России, не зафиксировано случаев болезни среди медицинского персонала, работавшего с пациентами. Почти не болеют ей татары в поселении, основанном после войны, мы встретим русских и казахов. Практически у всех пациентов когда-то в роду были больные лепрой, и, несомненно, компонент генетической предрасположенности есть. Однако еще в 1873 году был открыт возбудитель Mycobacterium leprae, ближайший родственник возбудителя туберкулеза. Поэтому в течении и морфологии этих болезней много общего.

Именно из-за борьбы с лепрофобией ушли из профессионального языка лепрологов слова "проказа" и "прокаженные". Заболевание, сменившее за свою долгую историю множество имен (финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, львиная болезнь, болезнь Святого Лазаря и проч.), теперь обозначается нейтральным латинским термином. В России сейчас эпидемиологической проблемы лепры нет: на всю страну осталось около 400 пациентов, половина из которых в Астраханской области, где когда-то был природный очаг инфекции. Там проходили торговые пути Хазарского каганата, по которым из Персии и Индии в русские княжества и Европу приходили не только диковинные товары, но и новые болезни: холера, которую принесли воды Волги, чума, прибывшая с корабельными крысами...

Слева от меня сидит за своим столом директор НИИ, справа сотрудники НИИ по изучению лепры. Я в Астрахани, чтобы сделать очерк о полузабытой болезни, до сих пор окруженной мистическим ореолом. Многие мои ровесники уже не знают о ней: лепрозорий для них всего лишь популярный интернет-ресурс, слово "прокаженный" утратило первоначальный смысл и стало синонимом отверженного, а "проказа" синонимом шалости. Кто-то, напрягшись, вспомнит "Гадких лебедей" Стругацких, где в лепрозории содержали мокрецов антропоморфных чужаков, которые не могли жить без дождя и книг. Однако первоначально лепрозорием называли учреждение, созданное для лечения, изоляции и профилактики больных лепрой, которую в быту чаще называли проказой.

Глава НИИ по изучению лепры Виктор Васильевич Дуйко:

Лепрозорий: ближе к богу Только не называйте их прокаженными. Они не прокаженные!P

   3703104Времена не выбирают

Комментариев нет:

Отправить комментарий